K2gib28NUY8
г. Кронштадт, день Авиации

Автожир представляет собой летательную машину тяжелее воздуха, построенную одновременно и на принципе самолета, и на принципе вертолета. Корпус автожира (фюзеляж) ничем не отличается от обычного самолетного; кроме того, у автожира имеются такие же, как у самолета, шасси с колесами и мотор с воздушным винтом. Для поддержания же машины в воздухе служат крылья, вращающиеся подобно вертолетному винту, на вертикальной оси. Эти вращающиеся крылья автожира называются ротором. Вращаясь, ротор создает ту подъемную силу, которая нужна для полета.

На первый взгляд ротор автожира напоминает вертолетный винт. Однако по принципу своего устройства и действия ротор существенно отличается от вертолетного винта.

В чем же их различие?

Дело в том, что винт вертолета вращается мотором, ротор же автожира, раскрученный перед взлетом какой-либо механической силой, в дальнейшем вращается в воздухе сам, исключительно под действием потока воздуха (подобно крыльям ветряной мельницы). Отсюда и название машины, несколько странно звучащее для нашего уха; слово “автожир” состоит из двух слов: греческого autosсам и испанского girarвращаться. Следовательно, автожир значит самовращающийся.

Но мы видим, что у автожира имеется, как и у самолета, воздушный винт. Этот винт, вращаемый мотором, создает, как и у самолета, тягу вперед. Когда под действием этой тяги автожир начинает разбег, то от давления встречного воздушного потока ротор начинает вращаться на своей неподвижной оси; при этом у лопастей его возникает подъемная сила, которая и дает возможность машине взлететь.

Итак, если автожиру и нужен разбег, то этот разбег у него значительно короче, чем у самолета.

У автожиров последних лет ротор приводится во вращение еще на земле — перед взлетом (при помощи мотора, вращающего воздушный винт). Благодаря этому удается осуществлять взлет автожира на высоту нескольких метров даже “с места”, т. е. без всякого разбега.

Особенно важно то, что пробег после посадки у автожира почти отсутствует, и автожир в противоположность самолету может спускаться почти по вертикали.

О других достоинствах автожира мы расскажем у нас на аэродроме! :)